
В основе любого пси расстройства лежит пси травма. При всем многообразии травм ключевая – травма покинутости. Кто следит за моими публикациями, знает, что я давно пишу об этом. Мой взгляд отличается от традиционного взгляда психолога.
Во-первых, я вывожу травму покинутости за пределы детско-родительских отношений. Во-вторых, я считаю, что эта травма есть у каждого человека и именно через нее формируется личность. В-третьих, я усматриваю в личности предназначение, реализация которого исцеляет травму.
Пройдусь по каждому пункту.
1. Даже наука рассматривает перинатальный период как источник закладки множества психотравм и базовых конфликтов. То, что считалось «потерянным раем» - утроба матери – таковым не является. Этот факт подтверждается исследованиями в рамках теории микропсихоанализа (Сильвио Фанти – основатель направления), психоаналитиками, биологами, иммунологами и другими специалистами.
Если рай существует - а поскольку тоска по раю есть в каждой душе, то вероятнее всего этот опыт был, – то потеря рая происходит до зачатия. Тогда травма покинутости – это психо-духовная травма. Это потеря связи личности с духовной природой. Семья усиливает или сглаживает это переживание, но не создает.
Я понимаю, как сложно и психологически не корректно размышлять о таких уровнях. Ведь человека до зачатия еще не было! Верно. Но сознание как носитель информации было. Сознание - более тонкая ткань, чем его материализация в теле. Когда мы говорим о психике, то говорим о тонком и невидимом, которое пытаемся обнаружить и познать с помощью грубого и видимого. Не является ли личность той формой, которая индивидуализирует и проявляет информацию?
2. Каждый плод еще до рождения обладает уникальными признаками, составляющими основу личности. Двигательные паттерны изначально одинаковы для всех, но с 4 месяцев они индивидуализируются. Как таковых чувств еще нет. Но есть сенсомоторные впечатления, из которых формируются характерные «следы» и будущий «скелет» личности.
Т.е. когда мы говорим о «схемах» (термин схема-терапии) - бессознательных паттернах восприятия – то речь идет об очень ранних предрасположенностях. А родители (соц.среда) актуализируют и закрепляют их. На примере исследований микропсихоанализа мы видим, что будущий характер личности обусловлен ранними следами (впечатлениями) в психике.
В йоге - об этом же. Мы рождаемся с впечатлениями (самскары), которые предопределяют восприятие и поведение. Это карма. Ее нужно преобразовать в дхарму. Если упростить, то речь идет о том, как мы обращаемся с данностями судьбы. Это путь. Он сугубо индивидуальный и предопределенный.
3. Научные исследования позволили выявить непрерывность пре- и постнатальной жизни (узи-наблюдения Алессандро Пионтелли). Каждый плод еще до рождения обладает признаками личности с дифференцированным темпераментом, т.е. изначально уникален.
Здесь я бы сделала акцент на непрерывности. То, что мы считаем «травмой», на тонком уровне не существует. Непрерывность и единство информационного потока сохраняется. Человек – часть этого потока. То, что мы «теряем» - память о единстве. То, что мы «делаем» – фиксируемся на отделенности. То, как мы пытаемся выйти – воссоздать целостность в границах отделенности.
И это – тупик. Мы не учитываем надличностный уровень. Чтобы «исцелить» травму, нужно выйти за пределы личности. Тогда мы обнаружим, что травмы не было. Личность нужна. Без нее нет познания и творца. Но фиксация в личности – это фиксация травмы отделенности. Мы ходим кругами в лабиринтах ума и реагируем на описания в собственной голове. Нам нужно учиться смотреть через описания и программы. Не бороться с ними, не менять. А принять. И через них смотреть в мир. Потому что они создают уникальный взгляд, присущий только вам.
С точки зрения йоги ребенок приходит к родителям, которые созвучны с его индивидуальной программой. Тот опыт, который человек получает в среде воспитания, нужен для проявления его индивидуальных черт. Характер страданий, источники радости, особенности темперамента и ведущие интересы - своеобразный «коридор жизни». Двигаясь по нему, человек реализует свое предназначение. Становится частью большой картины мира, в которой у каждого - свое место и ценность. Так карма становится дхармой. Страдание трансформируется в радость. А стресс идет в деятельность.
Иллюстратор Анастасия Сикилинда https://vk.com/anastasia.sikilinda