
В предыдущей статье я писала о том, что для достижения результата важно видеть не только путь, но что более важно - отправную точку. Если мы не верно определили свое местоположение, неверными будут усилия, предпринимаемые для достижения результата. Это ведет не только к потере ресурсов (времени, сил, денег, связей), но и недостижению желаемого результата.
Основной постулат йоги, актуальный для любой сферы жизни – начинать с того уровня, на котором находишься в данный момент. Учитывать свои возможности и интересы. Все остальное произойдет естественным образом – постепенно, шаг за шагом, от простого к сложному, в правильном направлении. Только так достигается благополучие и гармония.
Но увидеть отправную точку не так легко. Ведь это предполагает – принять себя и реальность такими, какие они есть. Сознание здесь нас часто обманывает. Восприятие искажается привычками, травмами, ошибочным воззрениям, не осознаваемыми потребностями, желанием приукрасить, сосредоточением на одном в ущерб другому.
Кстати, о последнем. Возможно, вы слышали об эксперименте с «гориллой»? Испытуемым было предложено внимательно следить за передачей мяча во время баскетбольной игры. Вместе с игроками на поле был выпущен человек в костюме гориллы. Несмотря на потенциальную опасность такого объекта, горилла «выпала» из поля внимания наблюдателей.
А если бы это была реальная угроза?! В работе я часто наблюдаю, как из-за травмы человек «видит» только гориллу. Если мы оцениваем жизнь как угрожающую, мы будем защищаться. Нами будет двигать страх и желание спастись. Кстати, бизнесмен, которого я упоминала в предыдущей статье, так и действовал. Он смотрел на мир через призму детской травмы.
Ученые изучают сознание человека немногим более 100 лет. А в йоге знание об устройстве мира и человека было известно тысячи лет назад. Главной причиной искажения восприятия йога считает авидью – неведение, или неправильное понимание. И выделяет в нем 4 типа проявлений.
Сразу скажу – все проявления авидьи есть у каждого из нас. Без них мы не смогли бы воспринимать вообще. Это история человеческого опыта. Но если мы отождествим себя с этим опытом, то никогда не выйдем из травм, страха и страдания. Суть человеческого опыта – в перерастании личной истории, открытии в себе природы Творца. Это единственно правильное воззрение. Но к нему не возможно прийти без физического и душевного труда.
Итак, проявления авидьи:
Первое – эго, асмита. Это структура «Я», которая спасает от боли, наш Защитник. «Я должен быть лучше других», «я знаю, что я прав», «я великий». В терапии эта структура не редко обнаруживается повернутой против себя. Человек не думает о себе «я великий», но «Большой родитель» в его подсознании "нападает" на самого себя: унижает, игнорирует, критикует, предъявляет непомерные требования.
Второе – желания, рага. Речь идет о привычках и привязанностях, которые воспринимаются как «приятные». Я сегодня пью кофе не потому что вкусно сегодня, а потому что было вкусно вчера. Я вижу новый автомобиль у соседа и хочу такой же. Мы стремимся к тому, чего нет. А когда получаем, нам мало. Мы обесцениваем одно и превозносим другое. Мы цепляемся за что-то и не видим – приносит это вред или пользу.
Если ребенка били или игнорировали, в его сознании сохраняется привязанность к такому типу отношения. Привязанность переживается как «любовь». Отсюда русское "бъет, значит, любит". Это не удивительно. Человеку нужен человек. Нам важна любая эмоциональная связь. Даже если это агрессия, презрение, страх, человек будет бессознательно актуализировать эти чувства, если через них формировалась его первая привязанность.
«Мы стремимся разбудить чувства в душе ближнего, – неважно какие. Душа содрогается перед пустотой и жаждет соприкосновения любой ценой», - писал шведский поэт Хьямар Зодерберг
Третье – избегание, или отстранение, двеша. Столкнувшись с трудностями, мы начинаем бояться повторения неприятного опыта и избегать связанных с ним людей, мыслей, обстоятельств, предполагая, что они снова причинят нам боль. По этой причине мы боимся публичных выступлений, избегаем конфликтов, обходим стороной не знакомых людей. Если отстранение стало защитой, мы можем отказаться и от «хорошего» - любви, отдыха, роста дохода, проявления себя.
Четвертое – страх, абхинивеша. Мы боимся смерти, болезни, старости, осуждения. Сомневаемся в себе, правильности своих выборов. Испытываем беспокойство, если нарушается привычный распорядок дня. Нам страшно что-то сделать и страшно этого же не сделать… Мастера йоги называют человека испуганным богом – так много возможностей мы не используем из-за страха.
Авидья действует через подсознание. Она почти не заметна. Выглядит разумной и оправданной. Рационализация вообще не подходящий способ для распознания искажений. Лучший - беспристрастное наблюдение, внимательность к своим реакциям, оценкам, суждениям, к обратной связи, триггерам… Подходит аккуратное пробование мира на вкус, чувствительность, бережность и постепенность… Короче все то, что и составляет понятие «йога».
Йога - лучший способ обретения ясного понимания. И это не про тонкие гибкие тела, стоящие вверх ногами. Хотя и так тоже))