Покажу на примере. Примените к своей ситуации.

Клиент жалуется на апатию (не вдохновляет то, что делаю), нехватку времени (как жаль, что в сутках только 24 часа), снижение работоспособности (стал больше отвлекаться). Это мешает ему двигаться к целям, которые он себе поставил, чувствовать удовлетворенность.

При анализе проблемы проясняем несколько компонентов:

1) Эмоционально-телесный. Что чувствуете? Как это проявляется в теле?
2) Когнитивный. Что думаете по этому поводу? Как эти мысли отражаются в теле и чувствах?
3) Поведенческий. Как обычно действуете в этой ситуации?

На триединстве этих компонентов держится любая проблема. Чтобы выйти из проблемы, нужно разорвать этот круг. В схема терапии речь идет о режимах Ребенка, Родителя и Защитника.

Эмоции клиент описал так: «усталость, вялость, отсутствие вдохновения».
Мысли: «Нужно закончить этот проект, собраться с силами, встряхнуться. Отдыхать некогда».
Привычное поведение: много работать, в т.ч. ночью; часто отвлекаться на разговоры с коллегами и новости в Интернете; зависнуть в компьютерные игры, снять стресс алкоголем.

Результаты жизни человека вполне устраивают: достаток выше среднего, есть семья, друзья, признание на работе. Но вот только «не хочется ничего».
- Хочется лежать под пальмами.
- Так все таки «хочется»?! Что за желанием «лежать под пальмами», какая потребность?
- Хочу отдохнуть. Послать все к чертовой бабушке. Но не могу. У меня семья, мама с дачей, детей учить, сейчас еще один проект запускать надо.

Слышите? Я хочу, но мне нельзя хотеть, потому что надо… Т.е. у меня есть потребность в отдыхе, в более бережном отношении к себе. Но я это даже не признаю – нужно заботиться о других.

Подождите говорить, что взрослая жизнь не возможна без обязательств. Открою секрет – в этой истории нет взрослого. Есть дисфункциональная родительская фигура, с которой человек отождествился. И есть отвергнутая детская часть – источник энергии и вдохновения, чьи переживания и нужды не вписываются в привычное описание себя. Почему «дисфункциональная»? Потому что в этих отношениях нет заботы и любви. Родитель не дает поддержку эмоциям, он игнорирует потребности ребенка и требует от него сразу действий.

Что должен делать родитель? Заботиться о нуждах ребенка, дать поддержку его эмоциям (создать берега, а не родник перекрыть!), объяснить, что происходит, обучить, как заботиться о себе и действовать в мире, где живут другие люди. Если ребенок плохо себя чувствует, хороший родитель в первую очередь дает ему заботу и поддержку, предлагает сочувствие и понимание, делает что-то, что поможет улучшить состояние и даст ощущение эмоционально-телесного присутствия мудрого взрослого рядом.

Если такой фигуры не было, ребенок чувствует себя брошенным и одиноким, что и ощущается «в глубине души». Клиент не замечает печаль и тревогу. Его научили быть сильным, заботиться о других. Он это делает на автопилоте. Внутри сформировался очень Требовательный Родитель, который думает, что помогает, а на самом деле «нападает», критикует, заставляет, обесценивает.

Внутри создается очень сильное давление. Чем больше человек говорит себе «надо» и «давай», опираясь на идею, а не истинные желания, тем сильнее внутренний разлад, тем сильнее переживания и больше желание от всего этого убежать. Стресс подтачивает здоровье. На внутренние конфликты уходит много энергии, которой и так не много - ведь источник энергии (желания) надежно перекрыт всемогущими «надо».

На помощь приходит «Защитник». Это привычные стратегии, которые 1) защищают от собственных переживаний 2) дают временное облегчение, 3) удерживают и хронитизируют проблему. Отвлечения, зависимости, перфекционизм, трудоголизм, духовные практики и много чего другого – это попытка «позаботиться» о себе. Но часто это дисфункциональные способы, основанные на игнорировании истинных потребностей.

Что делать?
1) увидеть за проблемой потребность, 2) распознать структуру отношений в триаде, 3) принять свои чувства, 4) изменить поведение 5) прогнать Критика и взращивать доброту к себе, 6) перестраивать образ жизни. А еще можно обратиться ко мне: консультация, обучение, практика йоги, психотерапия. Все мои профессиональные активности так или иначе идут по этому маршруту. В наиболее полном виде этот маршрут представлен в программе «Быть женщиной». описание программы на сайте www.lightwhite.studio

Обратная связь