Я узнаю себя через отношения с Ты, но Ты – изначально во мне. 

Вся наша жизнь пронизана отношениями. Мы включены в них как «я», который переживает себя через СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ДРУГИМ. Психологические страхи связаны со страхом потерять себя (страх быть отвергнутым, страх негативной оценки, страх публичных выступлений). Мы не знаем себя без другого человека. В начале были отношения. Потом - слово.

В отношениях с родителями «Я-ТЫ» еще не было известного мне «я». Оно выделилось как отражение отношений с родителями, запечатлелось в сознании и закрепилось в теле. Как только мы к нему приближаемся, тело и мозг реагирует как на угрозу жизни. 

ГЛУБИННОЕ СОЗНАНИЕ только часть сознания личности. Это инструмент, необходимый для познания бОльшего, чем само себя. Если личность отождествиться с глубинным сознанием, она не сможет раскрыть свою творческую силу (душу). Это все равно, как если бы семя отождествилось с почвой; оно сгниет. 

Иногда переживания глубинного «я» очень болезненны, и чтобы с ними не соприкасаться, психика использует ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ. Но чем эффективней стратегия, тем дальше мы от собственной души. Внешний успех, стремление к развитию и совершенству, трудоголизм, самопожертвование и многие другие социально приемлемые проявления часто являются стратегиями ВЫЖИВАНИЯ ГЛУБИННОГО Я.

По мере становления личности, взросления, раскрытия собственного духа, мы можем преодолеть стратегии выживания и узнать себя как ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО, по которому тоскуем с самого начала рождения. 

ДУХОВНЫЙ ГОЛОД не утоляется объектно: ни отношения сами по себе, ни творчество, ни ритуалы не гарантируют удовлетворение. Оно просто случается. Во ВСТРЕЧЕ. Но это не новый опыт. Это УЗНАВАНИЕ того, что было всегда за пределами маленького «я». 

Готовы ли мы выдержать такую встречу? Готовы ли «СТОЯТЬ В ПРОСВЕТЕ БЫТИЯ»? Хватит ли храбрости пройти «темную ночь души»? Хватит ли сердца, чтобы «принять страдания»? - свои же! Принять себя БЕЗ-ОБРАЗного, несовершенного, слабого?! Принять уязвимость, ненадежность, несовершенство другого?! Это страшно. Но если не сделать – тогда ЗАЧЕМ?! 


М. Бубер фрагмент из «Я и Ты»

«Человек воспринимает то, что есть в окружающем мире, - просто вещи и существа как вещи, он воспринимает то, что происходит в окружающем мире, просто процессы и действия как процессы, вещи, составленные из свойств, процессы, состоящие из моментов, вещи в пространственной, процессы - во временной сети мира, вещи и процессы, ограниченные другими вещами и процессами, ими измеряемые, с ними сравнимые, упорядоченный мир, расчлененный мир. 

Этот мир в известной степени надежен, он обладает плотностью и длительностью, гармоничное сочетание частей в его ансамбле доступно обозрению и обладает наглядностью, его воспроизводят, закрыв глаза, и проверяют с открытыми; вот он, здесь, ты можешь чувствовать его близость всей поверхностью своего тела, если ты ощущаешь именно так; или же он притаился в твоей душе, если такое представление тебе ближе; ведь это твой объект, он остается им по твоей милости, он остается тебе изначально чуждым, как внутри тебя, так и вовне. 

Воспринимая его, ты принимаешь его истинно таким, каким он тебе представляется, ты принимаешь его за "истину", и он позволяет тебе принимать себя, но он не дается тебе. Лишь относительно такого мира ты можешь "прийти к пониманию" с другими людьми; несмотря на то, что каждый представляет его по-разному, он готов быть вам общим объектом, но встретить в нем других ты не можешь. Без него тебе не выстоять в жизни, его надежность поддерживает тебя; но если ты в этом мире умрешь, ты будешь погребен в Ничто. 

Или же человек встречает Бытие и Становление как свое пред-стоящее, всегда только как одну-единственную сущность и всякую вещь только как сущность; то, что здесь есть, раскрывается ему в происходящем, а то, что здесь происходит, дается ему как Бытие; только это одно есть присутствующее, а оно охватывает весь мир; мера и сравнение - исчезли; сколько неизмеримого станет для тебя действительностью - зависит от тебя. 

Встречи не складываются в упорядоченный мир, но для тебя каждая встреча - знак мирового порядка. Они не связаны друг с другом, но каждая из них служит тебе ручательством твоей связи с миром. Мир, являющийся перед тобой таким, - ненадежен, ибо он всегда нов для тебя; он не обладает плотностью, ибо все в нем пронизывает все; он лишен длительности, ибо он приходит незваным и исчезает, когда его пытаются удержать; он необозрим: если ты захочешь сделать его обозримым, ты потеряешь его. Он приходит, и приходит с тем, чтобы уловить тебя; если он не доберется до тебя, если он не встретит тебя, он исчезает; но он возвращается, возвращается преображенным. 

Он не вне тебя, он касается самой основы твоей, и, сказав "душа души моей", ты скажешь не слишком много, но берегись, если захочешь вложить его в душу свою - ибо так ты уничтожишь его. Он - твое настоящее: лишь обладая им, обладаешь ты настоящим; и ты можешь сделать его своим объектом, узнавать посредством опыта и использовать, ты должен вновь и вновь делать это, и вот никакого настоящего уже нет у тебя. 

Между тобой и настоящим - обоюдность даяния; ты говоришь ему Ты и предаешься ему, оно говорит тебе Ты и предается тебе. Относительно такого мира ты не можешь прийти к пониманию с другими, с ним ты один на один; но он учит тебя встречать других и уметь устоять во встрече; и он ведет тебя, через милость своих приходов и через печаль расставаний, к тому Ты, в котором линии отношений, параллельные, пересекаются. Он не помогает тебе удержаться в жизни, он лишь помогает тебе обрести предчувствие вечности».

Обратная связь