
Одним из навыков, который студенты осваивают в Школе саморегуляции «Жива», является «позитивный фокус». Его суть в том, чтобы держать внимание на решении, а не проблеме; на ресурсах, а не дефиците; на желаемом, а не избегаемом и т.д.
Навык «позитивного фокуса» не только помогает улучшить психоэмоциональное состояние, но и развивает творческий подход к жизни. Негативная функция ума блокирует возможности творческой функции.
В 2001 году психологи из Мэрилендского университета опубликовали результаты эксперимента, в котором группу студентов попросили пройти простую игру-лабиринт. Идея игры состоит в том, чтобы карандашом провести линию из центра лабиринта до выхода, не отрывая карандаша от бумаги.
В рамках эксперимента двум группам студентов было предложено пройти игру, в которой нужно было помочь мультяшной мышке выбраться из лабиринта и попасть в нору. Однако в этой игре имелся подвох. В одном варианте игры у входа в нору лежал очень аппетитный кусочек сыра. Психологи называют это положительной, или ориентированной на результат, задачей.
В другом варианте игры сыра не было, а было изображение совы, которая в любой момент могла схватить мышь. Это считается негативной, или ориентированной на избегание, задачей.
Оба лабиринта были несложными, и все студенты справились с ними примерно за пару минут. Однако последствия решения этих задач у двух групп были диаметрально противоположными.
Это выяснилось во время следующего теста, который позволил оценить креативность и на первый взгляд никак не был связан с первым. Оказалось, что те, кто спасался от совы, показали результаты на 50 % хуже тех, кто помогал мышке найти сыр. Это объясняется тем, что стратегия избегания заблокировала некоторые альтернативы в сознании студентов и создала аверсивные стимулы, в результате чего у них обострилось чувство страха и они стали более настороженными и осмотрительными. Такое состояние ума ослабило творческие способности студентов и сделало их менее гибкими.
Прямо противоположные результаты были у тех, кто помогал мышке найти сыр. Они оказались в большей степени открыты новым впечатлениям, более беспечны, менее серьезны и осторожны и с удовольствием экспериментировали. Иными словами, первый тест сделал их более открытыми, позитивными и восприимчивыми.
Задумайтесь на секунду о значимости этого вывода. Если мы подходим к некоему процессу критически или негативно, если слишком долго думаем над чем-то или делаем что-то, сжав зубы, активируется система избегания. Она сужает наше поле зрения, и мы превращаемся в мышей, которые боятся совы: более тревожных, менее гибких и менее творческих.
Однако если делать все то же самое, но с открытым и позитивным настроем, активируется система приближения, и в результате наша жизнь может стать богаче, теплее, гибче, появляется шанс по максимуму проявить свои творческие способности.