В продолжении темы «покинутости» - как мы сами себя покидаем.

В прошлой статье я обращала внимание на внеличностный аспект проблемы. Основная идея была в том, что мы рождаемся с травмой покинутости. И это – экзистенциальная данность, связанная с воплощение духа в материю. Связь никогда не прерывается, но мы ощущаем переход из тонкой материи в грубую (из одной формы в другую) как прерывание.

То же происходит на уровне человечества. Связь поколений сохраняется через преемственность - генетическую и культурную. И в целом это – про бесконечный информационный поток, сознание. Но чтобы осознать это, нужна отдельная от потока форма, каковой и является тело и личность.

Отделение идет через разрыв, страх и боль. Это переживается как травма покинутости. В психологии ее связывают с потерей, оставленностью и фигурой матери. Но вот что я замечаю в ранних историях своих клиентов. Чаще не мама оставляет ребенка, а ребенок маму. Когда мы выходили на ранние воспоминания, то клиенты видели расстроенное лицо мамы (испуганное, печальное) и внутренне отстранялись от нее путем сжатия тела. Это бессознательные, рефлекторные процессы. И это - начало кристаллизации эго.

Мама - источник жизни. Он должен быть безусловно ОК, «идеальным». А это не реально. Эго формируется через боль, стресс и сжатие. Родители, как я уже писала, могут усилить или ослабить боль, но не являются ее творцами. А кто является? Природа. Бог, если угодно.

Боль – это разрыв и сжатие. Как психика справляется с болью? Тремя запрограммированными способами – бей, беги, замри. На этом механизме и формируется эго личность, стрессовое я.

На чувственном уровне эго всегда фиксировано на себе, т.е. – в боли. На ментальном – вовне. И вот здесь и происходит то, что я называю «мы сами себя бросаем». Вместо того, чтобы посмотреть внутрь и исцелить боль, ум и внимание, как в детстве, развернуто исключительно наружу.

В детстве это было необходимо. Во-первых, ребенок сам не мог удовлетворить свои потребности. Ему нужно было ориентироваться на родителей и приспосабливаться к среде (поведение). Во-вторых, ему нужно было осваивать язык и знаковую систему, чтобы развиваться и воздействовать на среду (когниции). Чувственно-эмоциональная сфера остается базовой, но не существенной. Развивается ум как инструмент совладания с миром и с собственной болью. Внимание по умолчанию развернуто вовне.

Ум – это операционная система. Он записывает, обрабатывает и воспроизводит программы. Автоматически. Это и генетические, и культурные, и родовые, и духовные скрипты. Это и травма компенсаторные схемы, поддерживающие боль. И способы относиться к себе и другим. Это и выборы, которые мы делаем и не делаем. И убеждения, которые давно устарели, но создают иллюзию стабильности. Если вы никогда так глубоко не смотрели (а психология сюда редко доходит), то это все истории, поддерживающие боль. Даже если со стороны так не кажется.

Мы бросаем сами себя, когда игнорируем чувственно-эмоциональную сферу, направляем ум вовне и ждем, что Другой (читай «Родитель») исцелит от переживаний. Мы можем даже «не переживать» - ум такой изворотливый на этот счет! Он «спасает» путем отключения от тела, чувств и потребностей - путем бегства из дома. И в то же время - воспроизводит ситуации, которые домой возвращают.

Девушка так сильно хочет отношений, что игнорирует свое самочувствие. Будучи физически больна, она выходит на улицу и падает в обморок. Ей нужен отдых и лечение, чтобы восполнить физический ресурс. Она это игнорирует, думает, что встреча с парнем, улучшит самочувствие. Он желает здоровья, но избегает встречи. Она убеждается – «я не нужна». Боль и покинутость.

Парень так сильно хочет признания, что берется за проекты, в которых несилен и от которых, в силу их нереалистичности, отказываются более опытные специалисты. «Если я буду много работать, то смогу решить любую сложную задачу». Нехватка профессионального опыта, перегруз и физическое истощение, невыполнимые условия, переоценка своих возможностей, т.е. пренебрежение реальностью - подрывают силы и веру в себя – «я не справляюсь, я никто». Боль и «черная дыра».

Девушка не замечает, что чувствует себя не в безопасности. У нее нет своего жилья. Ее доход не стабилен и не велик. Ей не хочется работать, и она думает, что инвестировать себя в обеспеченного мужчину – лучшее решение. Она красива, умна и привлекательна и легко находит партнера. Но ему нужна только «the light side of the moon». Когда ресурсы ее позитивности заканчиваются, уходит и его «любовь» и матобеспечение. Она в тревоге и мыслях о новом знакомстве.

Таких историй множество. Ум уводит от боли, а заодно - от себя. Путь к себе – через боль. Исцеление – через боль. Развитие и самореализация – через боль. А еще – через честность. Или по-другому – через ясность (видью, сати, осознанность) в отношении своих истинных ценностей, желаний, потребностей, возможностей. В отношении самих себя.

И когда эта связь восстановлена, происходит переход на духовную основу, за границами эго-личности, и построение прямого пути самореализации. Это труд. Это путь «в долгую». Но именно для этого душа воплощается в материальный мир. И – да, отношения с людьми и миром нужны и важны. Для сотрудничества и сотворчества, а не закрытия своих душевных ран.

#natazhiva

Обратная связь